Как показали исследования, проводимые в сети Интернет, наиболее растущим сегментом пользователей Интернета являются дошкольники. В этом возрасте взрослые играют определяющую роль в обучении детей безопасному использованию Интернета.

Дошкольник и компьютер: за и против

Сегодня сложно представить нашу жизнь без компьютеров, ноутбуков, планшетов и смартфонов. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Ими пользуются практически в каждой семье. Для некоторых взрослых компьютер – это часть работы, для других людей он является инструментарием для получения нужных сведений, для кого-то – это занимательная игрушка.

Сейчас есть разные взгляды о пользе и вреде компьютера для дошкольника. Вопрос о влиянии компьютерной техники на неокрепший детский организм является сегодня одним из наиболее актуальных. Те взрослые, которые хотят сберечь зрение своего малыша, выступают категорически против компьютера в жизни ребёнка, считают его пустой тратой времени. Есть другая позиция родителей, которые стараются с малых лет развивать сына (дочь) через определённые компьютерные игры, тем самым адаптировать дошкольника к сегодняшнему дню.

Кто же прав?

В настоящее время ребёнок без особых затруднений овладевает компьютером и в этом виртуальном мире чувствует себя так же свободно, как при общении со сверстниками, при занятиях с игрушками.

Чем ему так интересен компьютер? Здесь он может сам активно участвовать в действии и влиять на события, а не быть пассивным зрителем, как при просмотре, например, мультфильма.

В чём польза и вред компьютера?

Дошкольники, которые дозированное время занимаются на компьютере, психологически более готовы к школе. У них лучше развиты внимание, память произвольность, познавательная мотивация, умение построить план действий, принять и выполнить задание. С этим мнением согласны многие педагоги. Развивающие и обучающие компьютерные программы знакомят детей с буквами и цифрами, с цветом и формой, с окружающим миром. Работа с компьютером учит ребёнка компьютерной грамотности.

Но важно оградить малыша от чрезмерного увлечения играми, иначе это может негативно сказаться на психическом и физическом здоровье ребёнка. Ведь занятие за компьютером происходит в ущерб двигательной активности, общению с людьми, природой, чтению книг, что так необходимо для полноценного и гармоничного развития личности.

Медики приходят к выводу, что для здоровья дошкольника компьютер скорее вреден, чем полезен. Нужно понимать, что любая, даже непродолжительная по времени компьютерная игра, может негативно сказаться на общем состоянии дошкольника. После эмоционального подъёма во время захватывающей игры малыш не сможет почувствовать момент, когда наступит утомление, и продолжит времяпрепровождение за компьютером. А это впоследствии может не в лучшую сторону повлиять на здоровье, на настроение, на сон.

Нельзя однозначно сказать, что правы те или другие. Как найти «золотую середину»?

Какие правила следует соблюдать, чтобы компьютер не приносил малышу вред?

  • Идеальный монитор - на жидких кристаллах, и соответствует международным стандартам безопасности.
  • Наилучшим для работы скомпьютером считается естественный дневной свет. Иначе глаза напрягаются, и зрение ухудшается, а сами дети перевозбуждаются.
  • Обязательно в комнате, где ребёнок занимается закомпьютером, нужно регулярно делать влажную уборку (не забывать протирать монитор, проветривать.
  • Нужно следить за осанкой ребёнка. Рабочее место для игры малыша должно быть обустроено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
  • После игры закомпьютером полезно провести с ребенком зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи, верхнего плечевого пояса.
  • Важно ограничить время нахождения закомпьютером. Детям до 5 лет не рекомендуется заниматься за компьютером. Детям 5-7 лет можно пользоваться компьютером 15 минут в день 3 раза в неделю. Родителям при решении этого вопроса надо проявить, с одной стороны, настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который, сидя за компьютером, не мешает заниматься домашними делами.

Взрослые иногда не могут лично контролировать использование домашнего компьютера ребенком. Поэтому была создана программа КиберМама™. - программа для родителей, позволяющая планировать, контролировать и ограничивать работу детей на домашнем компьютере.

Лучше первое близкое знакомство малыша с техникой провести под контролем взрослых. Например, мама с ребенком сидит за компьютером, и спокойным голосом рассказывает о том, что происходит на экране. Лучше подготовиться заранее и подобрать несколько презентаций с обучающими картинками — это могут быть домашние или дикие животные, овощи или фрукты, геометрические фигуры или карточки с основными цветами.

Таким образом, кратковременные занятия на компьютере и игры для дошкольников принесут несомненную пользу, если прислушаться к рекомендациям и их выполнять. От этого зависит здоровье ребёнка. Компьютеры вызывают у детей огромный интерес и задача родителей направить этот интерес в нужное русло, научив ребенка азам компьютерной грамотности и правилам безопасной работы на компьютере. Ребенок должен воспринимать компьютер, как естественную, но далеко не самую главную составляющую его жизни.

Что могут делать дети в возрасте 5–6 лет?

   Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями. Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно?

  • В таком возрасте желательно работать в сети Интернет только в присутствии родителей.
  • Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира.
  • Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте папку для сайтов, которые посещают ваши дети.
  • Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
  • Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернете информацию о себе и своей семье.
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом.

Возраст от 7 до 8 лет.

Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернете ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль. В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок. Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету.

  • Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.
  • Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.
  • Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
  • Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый "белый" список Интернета с помощью средств Родительского контроля.
  • Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
  • Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
  • Приучите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

 ф